Вяз – дерево силы и мужества

Вяз относится к роду ильм. Существует несколько видов вязов, некоторые из них именуются в народе по-другому: карагач, ильм, ильмовик, берест. Известно несколько форм, различающихся по форме и окраске листьев.

Вяз - знакомый незнакомец

Вяз – почти всегда высокое дерево с роскошной, раскидистой кроной. Область применения вязов – защитное лесоразведение и зеленое строительство.

Чаще всего вязы можно увидеть в приусадебных парках. Очень привлекательны их крупные и вместе с тем изящные формы.

В озеленении их используют для формирования аллей, а также высаживают в качестве солитеров (отдельных деревьев), либо группами из нескольких  деревьев. Такие условия способствуют развитию у вяза мощной и раскидистой кроны. По весне, еще до появления листьев, она очаровывает взгляд броским нарядом из пушистых цветков коричневатого оттенка (ценных медоносов), позднее – красотой темно-зеленых листьев и прозрачных, со светлыми крылатками плодиков (используемых в китайской кулинарии для приготовления экзотических салатов), по осени – великолепием наряда из  золотисто-желтых листьев.

Вяз пригоден для использования в качестве живой изгороди прекрасно переносит стрижку. Ценность насаждений вяза еще и в том, что они являются идеальными собирателями атмосферных загрязнений, таких, как гарь и копоть.

Что касается физико-механических свойств древесины вяза, то они тоже на высоте, главные показатели ее – высокая степень прочности и привлекательность не совсем обычной текстуры: с темно-бурым ядром и желтовато-белой заболонью. Ее легко обрабатывать, она не гниет при соприкосновении с водой. Распаренная древесина прекрасно поддается изгибу.  Эта особенность вяза применяется для изготовления из него гнутых деталей. Многочисленные достоинства древесины вяза обусловили ее использование в строительстве, производстве мебели, столярном и экипажном деле, а также машиностроении. Древесина с наплывами, так называемыми капами, особенно ценится при изготовлении поделок.

Вяз: мистический облик дерева сновидений

С языческих времен деревья из рода ильм были в почете в самых разных странах.

Отчасти это было обусловлено тем, что для времен глубокой старины средневековья было характерно возделывание винограда с использованием вязов в качестве опоры для подвязывания лозы. Под осень эти деревья, обвешанные созревающими виноградными гроздьями, представляли собой впечатляющее зрелище. Именно благодаря этому обстоятельству вяз был посвящен древними греками и римлянами такому знаковому божеству, как бог виноградарства.

У древних римлян было в ходу шутливое название вязов, оплетенных прильнувшей к ним виноградной лозой — «женатые». Этим вызвана связь этих деревьев-символов с культами Венеры-Афродиты и Купидона-Эрота.

В Англии в шекспировскую эпоху фраза «вяз и виноград» (elm and vine) обрела новую известность и означала она не что иное, а верность в любви.

У Вергилия в поэме «Энеида» описано, что в «царстве теней бесплотных» в листве огромного темного вяза находит себе приют «сновидений лживое племя».

У Гомера души мертвых, навещающие живущих, означают «сонные мечты» и сновидения, а Овидий сравнивал их с лесной листвой. В представлениях многих народов зелень древесной листвы, вечно шепчущей о чем-то потустороннем — обиталище невидимых душ.

Древние развешивали изображения умерших предков на ветвях вязов, считавшихся священными деревьями. Именно с таких деревьев бесплотные тени умерших сходили по ночам, чтобы явиться живым во сне. Сновидения были разными – от зловещих до радостных, и это напрямую было связано с тем, каким человеком умерший был при жизни и как к нему относились окружающие. Причем прийти во сне могли не только духи предков (Маны), но и любые духи (Лемуры), чтобы воздать живущим за добро или зло, которое было совершено в их отношении при жизни. Добрые духи назывались ларами, злые – лаврами (масками). Для избавления от них у римлян были свои методы – от простых обрядов до празднеств с жертвоприношениями.

У древних греков имя вяза тоже было тесно переплетено с поверьями и обычаями. Этими деревьями украшались могилы почивших героев — люди верили, что души погибших переселяются в дерево. В обличье вяза защитники и покровители словно получали возможность продолжить свое земное существование, обеспечивая дальнейшее выполнение миссии. Дерево превращалось в ритуальную сущность героического человека, а все части дерева приобретали этим магические целебные свойства.

В Сербии и Болгарии также возвели это дерево в ранг священного. Отдельные вязы, впечатляющие своими размерами (40 м и выше) заменяли жителям деревень храмы и почитались как записы.

Эти деревья можно было узнать по вырезанному на стволе кресту, а церковные служители имели возможность совершать под их сенью богослужения, будто находясь в полноценной церкви. То же касается обрядов крещения, венчания и отпевания – они имели ту же значимость, как и совершенные в церкви.

Вязы из-за их долголетия (некоторым насчитывается 600 и более лет) использовались как ориентиры для спрятанных кладов – их отыскивали спустя столетия.

 «Подсельбными деревьями» уважительно именовались старые усадебные вязы на Руси. Это название словно выдавало дереву охранную грамоту, передавая потомкам: «подсельбное дерево нельзя рубить».

Мистический облик вяза исторически соединен с образом мужчины, так как вяз сам по себе считается деревом сильных людей. Он способен приумножать такие ценные мужские качества, как стойкость, решительность, надежность, целеустремлённость, поддерживая эти качества и у сильных женщин, давая им силы для борьбы в самых трудных жизненных ситуациях. В то же время вяз – дерево спокойствия, передающее свойство не волноваться по пустякам.

Вяз в гороскопе друидов

Согласно гороскопу друидов дерево вяз соответствует людям, рожденным с 12 января по 24 января, с 15 июля по 25 июля.

Люди-вязы отличаются открытостью, великодушием, щедростью. Они стремятся производить впечатление спокойных и рассудительных людей, но присущая им тонкая интуиция создает неуравновешенность их души, которая может привести их на грань безысходности.

У вязов впечатляюще могучий ствол и до чрезвычайности мощные корни, что говорит о характере основательном и прямолинейном, с превалирующими в нем здравым смыслом, практичностью и прагматичностью. Но вид кроны с ее великолепной листвой склонен присваивать натуре людей-вязов избыточную утонченность и ранимость. Эта несогласованность иногда служит причиной внутреннего дисбаланса. Их изысканность в отношении к украшательству внешнему и внутреннему нередко опускается до неряшливости. Это существенно мешает взаимоотношениям вяза в дружбе и любви.

Вязы характеризуются глубиной и широтой происходящих с ними процессов. Их болезни чаще всего случайны и смахивают на несчастный случай. Люди этого типа правильны в моральном плане и последовательны в своем стремлении следовать моральным устоям и принципам. С нравственными ориентирами и установками напрямую связано их внутреннее самочувствие. Чувство долга стоит у них на первом месте. 

Дополнительная информация